Закон о погребении и похоронном деле

 
 

zakon-3По мнению экспертов, в сфере ритуальных услуг назрело множество проблем. Они связаны как с пробелами в законе о погребении и похоронном деле, так и с другими аспектами — например, такими как рост населения, миграция, изменение других взаимосвязанных законов, развитие бизнеса в сфере ритуальных услуг и многое другое.


Закон о погребении и похоронном деле определяет основные термины и понятия, связанные с похоронным делом, а также содержит информацию о ведомствах и министерствах, несущих ответственность за те или иные мероприятия.


Данный закон гарантирует, что любой умерший человек будет погребен, его волеизъявление (если таковое имеется) будет соблюдено, родственникам будет оказана положенная материальная поддержка со стороны государства. Закон есть, но практически для каждой его статьи можно найти конфликтующие параграфы и спорные вопросы. Например, говоря о материальной поддержке, мы понимаем, что речь идет лишь о небольшой сумме, определяемой по каким-то коэффициентам минимальных заработных плат. Все знают, что львиная доля затрат ложится на плечи родственников умершего. И государству пока сложно регулировать рост цен на похоронные услуги и бороться с бюрократией и коррупцией на местах. Сказывается отсутствие единой системы управления похоронным делом.


Ну а одна из наиболее острых проблем в похоронном деле на сегодняшний день, по мнению экспертов, — нехватка мест для захоронений. Закон обязует хоронить всех, но ответственные за этот процесс органы не в состоянии обеспечить города (в особенности крупные) необходимым числом участков на кладбищах. Увеличение численности населения в крупных городах также не способствует решению проблемы.


Некоторые специалисты предлагают развивать сеть крематориев и пропагандировать этот способ погребения. Это дешевле и способствует экономии места на кладбищах. Сегодня в России насчитывается 16 крематориев. Сторонники развития такого способа погребения считают это количество недостаточным и настаивают на увеличении их числа. Но как же быть с православным обычаем предавать тело земле? Мы не можем отрицать того, что большая часть нашего населения предпочитает придерживаться именно этой традиции. Поэтому находится и множество ярых противников кремации, которые считают идею создания крематориев несостоятельной.


zakon-1Еще одна проблема, связанная с наличием свободных мест для захоронений, — заброшенные могилы. Некоторые эксперты поднимают вопрос о том, чтобы ограничить захоронение некоренных жителей, т. е. приезжих, которые проживают в данной местности не на постоянной основе. По словам специалистов, рано или поздно родственники этих умерших граждан уезжают в свои города, в свою страну и перестают навещать могилу и ухаживать за ней. Такое захоронение оказывается никому не нужным, а ведь на его месте можно было похоронить коренного жителя, который имеет полное право на свой участок земли на кладбище. Не говоря уже о том, что внешний вид заросших могил и накренившихся памятников нарушает установленный на кладбище порядок. В таких высказываниях есть своя доля правды, но нельзя забывать о законе, который, повторимся, гарантирует погребение всех умерших в соответствии с их волеизъявлением. И, если нет объективных причин для отказа хоронить человека на конкретном кладбище, это придется сделать для соблюдения буквы закона.


Эти и многие другие вопросы до сих пор находятся на стадии активного обсуждения с целью внесения поправок в текущий закон о погребении и похоронном деле. В обсуждение включены и такие актуальные темы, как создание единой системы управления похоронным делом и необходимость «на федеральном уровне узаконить то, что уже работает на рынке ритуальных услуг» (подразумеваются коммерческие организации) — цитата Павла Кодыша, президента Союза похоронных организаций и крематориев России. Пока же закон о погребении и похоронном деле существует в последней редакции от 28 июля 2012 года.

Основные положения закона о погребении и похоронном деле

Погребение и волеизъявление

Согласно статье «Погребение» (статья №3) Закона о погребении и похоронном деле, умерший может быть похоронен в соответствии с обычаями и традициями, которых придерживался он или его семья. Это значит, что допускается как предание тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), так и сожжение (кремация с последующим захоронением урны с прахом) и предание тела воде (захоронение в воду согласно нормативным правовым актам Российской Федерации). Семье могут запретить использовать какой-либо из этих способов погребения, если это приводит к нарушению санитарных или других установленных норм. Однако основной ориентир для выбора места и способа погребения умершего — это его волеизъявление, и об этом есть отдельная статья №5 «Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти» (смотри также статьи №6 «Исполнители волеизъявления умершего», №7 «Исполнение волеизъявления умершего о погребении»).


zakon-7Под волеизъявлением (статья №5) понимается пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме. В волеизъявлении может быть указан способ захоронения (погребение, кремация и т. п.), определенное место захоронения, информация о согласии или несогласии на патолого-анатомическое вскрытие, изъятие органов и/или тканей из тела. Волеизъявление умершего не исполняется только в случаях, когда условия физически не выполнимы или запрещены законодательством РФ.


Если волеизъявление отсутствует, решение может быть принято родственниками, супругом или законным представителем умершего. Если и такие лица отсутствуют (или отказываются от своего права), все решения может принимать любое лицо, взявшее на себя обязанности по погребению умершего (статья №6).


Согласно закону, каждому умершему предоставляется бесплатно участок земли для погребения тела (останков) или праха. Если умерший в своем волеизъявлении пожелал быть захороненным рядом с могилой ранее умершего близкого, его воля будет исполнена, если на указанном месте есть свободный участок земли. Когда возникают сомнения или спорные моменты, ими занимается специальная служба для решения вопросов, связанных с похоронным делом. Её сотрудники принимают окончательное решение с учетом места смерти, наличия свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.


Если человек умер в другом населенном пункте или в другой стране, закон гласит, что органы исполнительной власти обязаны оказать помощь в своевременном получении справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего и других проездных документов (статья №7).

Места погребения

zakon-2Местами погребения (статья №4) могут быть кладбища (для предания земле), стены скорби (для захоронения урн с прахом), крематории и другие места.

Законом утверждено, что места погребения нельзя сносить. Их можно только перенести в крайних случаях. Например, если есть угроза постоянных затоплений или оползней, а также если место погребения было сильно повреждено после землетрясения или другого природного катаклизма.

Гарантированные услуги и социальное пособие

Закон о погребении и похоронном деле также определяет ряд гарантий и обязательств со стороны органов исполнительной власти. Об этом говорится в статьях №8, №9 и №10.

Гарантии при осуществлении погребения умершего (статья №8)

Лицу, взявшему на себя обязанность по захоронению, гарантируются:

  • Выдача документов для погребения умершего в течение суток с момента установления причины смерти;
  • Если тело было направлено в морг для установления причины смерти, его обязаны вернуть родственникам не позднее чем через двое суток с момента установления этой причины;
  • Если родственники осведомлены о смерти, но по какой-то причине не могут своевременно похоронить покойного, тело по закону может бесплатно находиться в морге до семи суток с момента установления причины смерти. Если ведется поиск родственников или законного представителя умершего, срок бесплатного пребывания тела в морге может быть увеличен до четырнадцати дней.

Гарантированный перечень услуг по погребению (статья №9)

Родственники, супруг(а) или законный представитель умершего имеют право на бесплатное получение следующих услуг:

  • Оформление документов, необходимых для погребения;
  • Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  • Перевозка тела (останков) умершего к месту захоронения;
  • Погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Данные услуги должны оказываться специализированной службой по вопросам похоронного дела.


При этом общая стоимость таких бесплатных услуг не может превышать определенный лимит, который рассчитывается в соответствии с районным коэффициентом заработной платы.


Все услуги, стоимость которых выходит за рамки бесплатного лимита, должны оплачиваться родственниками или законным представителем умершего.


Еще одним видом государственной поддержки лиц, которые взяли на себя ответственность за погребение, является выдача пособия на погребение. Пособие не выплачивается, если граждане уже воспользовались бесплатными услугами, описанными в статье №9. Подробно о социальном пособии на погребение говорится в статье №10 «Социальное пособие на погребение».

Социальное пособие на погребение (статья №10)

zakon-4Родственники или официальный представитель могут получить пособие на погребение (при условии, что они не пользовались бесплатными услугами согласно статье №9). Размер пособия соответствует стоимости бесплатных гарантированных услуг, перечисленных выше.


Данное пособие может быть выплачено в день обращения. Чтобы получить пособие, нужно подать обращение не позднее чем через 6 месяцев со дня смерти и предъявить справку о смерти.

За пособием можно обратиться:

  • В орган, где умерший получал пенсию;
  • В организацию, в которой работал умерший / работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
  • В орган социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Погребение военных

В законе о погребении и похоронном деле отдельно говорится о правилах погребения военных, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, пожарных, служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны (статья №11). Далее для краткости эти категории граждан мы будем называть военными и сотрудниками органов.


Все расходы, связанные с погребением таких граждан, ложатся на министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, где служил умерший. К таким расходам относятся:

  • Оформление документов;
  • Перевозка в морг, услуги морга;
  • Гроб, урна, венки;
  • Перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации);
  • Погребение (кремация);
  • Изготовление и установка надгробия.

Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти могут обратиться в специализированную службу по похоронному делу с просьбой о погребении умершего на поименованном месте погребения с учетом его заслуг, если в волеизъявлении умершего не указано определенное место погребения и если родственники не возражают.


zakon-9Эти правила по погребению военных и сотрудников органов касаются, в том числе, граждан, которые умерли после увольнения по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имели общую продолжительность военной службы двадцать и более лет. Также они относятся к ветеранам военной службы и гражданам, умершим вследствие ранения, контузии, заболевания, вызванных службой.

Погребение иных категорий граждан (неидентифицированные, без родственников, заключенные)

В случае смерти человека, у которого нет родственников, супруга или законного представителя, погребением тела занимается специализированная служба по вопросам похоронного дела (статья №12 «Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего»). Эта служба обязана похоронить тело в течение трех суток с момента установления причины смерти. Если установить личность умершего не удалось, тело хоронят на особом участке кладбища, отведенном специально для безымянных могил. Все затраты, связанные с погребением таких лиц, берет на себя специализированная служба по вопросам похоронного дела.


Если человек, умерший в местах лишения свободы, не имеет супруга и близких родственников или если родственники отказываются заниматься погребением, тело хоронится в соответствии с правилами, установленными министерством юстиции Российской Федерации (статья №13 «Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы»).


Естественно, государственные органы занимаются и погребением лиц, к которым была применена смертная казнь (статьи №№14 «Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)» и 14.1 «Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции»).


Под смертной казнью в данных статьях подразумевается смерть лица, представлявшего террористическую угрозу, наступившая вследствие пресечения совершенного им террористического акта. Тела таких лиц хоронятся в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Тела никому не выдаются. Места захоронения не разглашаются.

Предложения по созданию мест погребения

zakon-6Закон о погребении также содержит информацию о том, кто и как может вносить предложения по созданию мест погребения (статья №15 «Предложения по созданию мест погребения»).


Например, предложения по созданию военных кладбищ или военных участков на общественных кладбищах могут вноситься министерствами и другими федеральными органами, связанными с военной службой. Предложения по созданию вероисповедальных кладбищ вносятся религиозными объединениями.

Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

Если кратко описать статью №16 («Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения»), в ней перечисляются основные факторы, на которые нужно обращать внимание при определении мест для погребения. Ключевым можно назвать пункт статьи о запрете создавать кладбища на берегах озер, рек и других водоемов, используемых жителями для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей, а также на затапливаемых территориях и территориях, где грунтовые воды проходят близко от поверхности земли. Главные требования при создании места погребения — обеспечить долговечность кладбищ и безопасность для жителей окружающих населенных пунктов.


Существуют и санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения (статья № 17). По закону надзором за состоянием мест погребения занимается государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Если санитарные и экологические нормы нарушаются, органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений.


Также закон дает определение общественным (статья №18) и вероисповедальным (статья №19) кладбищам, воинским кладбищам и военным мемориальным кладбищам (статья №20), семейным (родовым) захоронениям (статья №21), старым военным и ранее неизвестным захоронениям (статья №22), стенам скорби (статья № 23) и крематориям (статья №24).


Полный текст статей можно прочесть в Федеральном Законе от 12.01.96 N 8-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 30.07.2012) «О погребении и похоронном деле».


zakon-5