Николай Крымов: биография и некролог

Биография и эпизоды жизни Николая Крымова. Когда родился и умер Николай Крымов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника и преподавателя, фото и видео.

Николай Крымов
родился 20 апреля 1884
умер 6 мая 1958
Годы жизни Николая Крымова

Эпитафия

«Люблю я мирные картины
Своих полей, своих лесов,
Люблю мычание скотины
И звуки птичьих голосов.

Я не расстанусь с этим раем,
Люблю я эту красоту
И город с пылью и трамваем
Им ни за что не предпочту».
Из стихотворения Михаила Чехова «В деревне»
Николай Крымов
Николай Крымов

Биография

Николай Крымов родился в удачное время: будущий художник смог учиться у великих отечественных мастеров живописи. Возможно, он не сравнялся с ними ни в известности, ни в уровне мастерства. Но его работы — особенно пейзажи простой русской природы, проникнутые нежным очарованием, — можно увидеть и в музеях, и в частных коллекциях. И по сей день они дарят зрителю ощущение умиротворения и покоя.

Отец Николая Петровича был художником, и он дал сыну начальные знания и практические уроки. Полученные навыки Крымов закрепил в учении, и так удачно, что первую его серьёзную ученическую работу приобрела Третьяковская галерея. Крымов старался играть со светом и тенью, максимально верно подбирать общий тон полотна.

Ранние работы Крымова написаны в жанре символизма. Впоследствии его работы становятся более «классическими», реалистичными. Но и тогда Крымов настаивал на праве и обязанности художника изображать то, что он видит, а не то, «что есть на самом деле». Отождествляя творчество с авторским видением красоты, он утверждал, что неправильно изображать предметы, основываясь на знании о том, что это за предметы и какие они. Живописец должен передать зрителю картинку, какой она предстаёт перед его глазами; не информацию, но образ.

Николай Крымов
Николай Крымов

Эти и другие идеи Николай Петрович в полной мере развил в своей преподавательской работе. Многие замечательные советские художники вышли из его мастерских. Сам Крымов, страстно влюблённый в родную природу, был в первую очередь и преимущественно пейзажистом и никогда не писал «под заказ» идеалогических картин или работ, отражавших современность в требуемом общественным строем ключе. Но он не настаивал на этом как на подходе в работе с учениками, проявляя индивидуальный подход к каждому. Многие его воспитанники работали впоследствии в характерных живописных жанрах.

Жизнь Николая Петровича была такой же безыскусно скромной, как и его полотна. Он любил гулять на природе, любил работать у окна, глядя на сельский пейзаж, любил свою жену, с которой прожил бок о бок сорок с лишним лет. Можно сказать, что он любил саму жизнь, но не с неистовой страстностью, а с благодарностью и смирением. Единственное, о чём он тосковал на исходе жизни — это о том, что никак не успеет запечатлеть всё, что ему хотелось бы. Но и без того за свою 74-летнюю жизнь художник сделал немало, оставив своим потомкам более 150 прекрасных картин.

Николай Крымов, автопортрет
Николай Крымов, автопортрет (1908 г.)

Линия жизни

20 апреля 1884 г. Дата рождения Николая Петровича Крымова.
1904 г. Поступление в Московское училище живописи.
1905 г. Первые картины Крымова на выставках.
1906-1909 гг. Работа графиком-оформителем журнала «Золотое руно».
1907-1911 гг. Обучение в пейзажной мастерской А. Васнецова.
1919-1930 гг. Преподавательская работа.
1922 г. Первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее.
1926 г. Оформление спектакля МХАТа «Горячее сердце».
1928 г. Вступление в Общество московских художников.
1933 г. Оформление спектакля МХАТа «Таланты и поклонники».
1949 г. Назначение членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
1954 г. Награждение орденом Трудового Красного Знамени.
1956 г. Звание народного художника РСФСР.
16 мая 1958 г. Дата смерти Николая Крымова.

Памятные места



1. Имение В. Мамонтова Горки (Рязанская губерния), где Крымов жил и работал летом в 1916-1918 гг.
2. Звенигород, под которым жил и работал Крымов в 1920-1927 гг.
3. Московское областное художественное училище, где преподавал Н. Крымов.
4. Государственная Третьяковская галерея, где прошла первая персональная выставка Крымова.
5. Полуэктов (ныне — Сеченовский) переулок в Москве, где жил Крымов.
6. Таруса, где Крымов работал каждое лето с 1928 г. и до смерти (за исключением лет Великой Отечественной войны).
7. Новодевичье кладбище, где похоронен Н. Крымов.

Николай Крымов
Николай Крымов «Когда цветут липы» (1947 г.)

Эпизоды жизни

Преподавателями Н. Крымова в училище были великие К. Коровин, В. Серов, А. Васнецов.

Одной из концепций, которую Крымов постоянно объяснял своим ученикам, была важность тона в живописи. Иногда ему даже приписывали создание собственной школы «тоновой» живописи, хотя это, пожалуй, преувеличение.

Николай Петрович много десятков лет хранил деревянную дощечку для картины, подаренную ему ещё в училище В. Серовым. Лишь незадолго до смерти Крымов написал на ней пейзаж.

По характеру, взглядам и жизненному укладу Крымова можно было отнести скорее к консерваторам. У него никогда не было мастерской: он писал дома. Николай Петрович ни разу не был за границей, самые дальние его путешествия были на Волгу и в Крым. Но родная и близкая природа всегда дарила ему вдохновение.

Пейзаж в картинах Н. Крымова

Заветы

«Я умею писать только кусты и заборы, но это я делаю лучше всех».

«Изображение художником видимой им красоты в предметах есть творчество».

«Когда молодые художники овладеют общим тоном, все это отпадет и останется только «верно» и «хорошо». Хорошо только тогда, когда верно, и верно, если хорошо».

«Как же написать картину, чтобы она получилась живописной? Надо писать, беря отношение одного предмета к другому. Где большая ошибка? Если вы соврете в цвете или если соврете в тоне? Конечно, если соврете в тоне. Что держит картину? Тон. Мы знаем картины, которые написаны двумя-тремя красками, но благодаря очень верному тону они производят хорошее, верное впечатление».

Соболезнования

«Николай Петрович — художник русской школы, продолжатель ее традиций. Для него в искусстве превыше всего была правда, поэтому изучение законов тона, цвета и композиции стало не самоцелью, а средством приближения к ее выражению. И этому он учил нас — находить темы в обыденной жизни, не гонясь за внешними эффектами».

Юрий Кугач, советский живописец

«Обладая талантом теоретика, Николай Петрович в своих высказываниях систематизировал и обобщил опыт великих художников русской школы, несомненно внеся, как и каждый талантливый художник, нечто свое — крымовское.
Он не выдумывал свою теорию, он только более четко разъяснил то, что мы видим в картинах Репина и Левитана, и то, что видим (правда, не всегда так тонко, как видел он) в природе, которую Николай Петрович любил больше всего на свете».

Сергей Викторов, советский живописец

«Николай Петрович был очень веселый, шумный, с ним никогда не было скучно… Почти 50 лет прожили мы с Николаем Петровичем Крымовым, вся жизнь которого прошла в творческих поисках и в подвижническом труде художника».

Елена Крымова, супруга художника
Ссылки