Наталья Крачковская: биография и некролог

Биография и эпизоды жизни Натальи Крачковской. Когда родилась и умерла Наталья Крачковская, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты актрисы, фото и видео.

Наталья Крачковская родилась 24 ноября 1938, умерла 3 марта 2016

Годы жизни Натальи Крачковской

Эпитафия

«Я делала ошибки, исправить их уже не получится. За них я буду перед Богом держать ответ».
Наталья Крачковская
Наталья Крачковская
Наталья Крачковская

Биография

«Мечта поэта» — мадам Грицацуева из «12 стульев», ревнивая супруга управдома Ульяна Андреевна из «Иван Васильевич меняет профессию», властная и строгая Ольга Яновна из «Покровских ворот» — именно эти роли прославили Наталью Крачковскую как великолепную комедийную актрису и принесли ей настоящую известность и любовь зрителя. Её кинокарьера длилась 40 лет, а в кинобиографии накопилось около сотни ролей. Большая часть из них — второстепенные, однако уникальный дар перевоплощения и редкая индивидуальность позволяли ей создавать выразительные и харизматичные образы даже «на заднем плане».

Секрет естественности и неподражаемости Крачковской заключался в том, что ей не приходилось изображать оптимизм: актриса и была открытой и жизнелюбивой оптимисткой.

Наталья Крачковская
Наталья Крачковская в детстве

Наталья Крачковская родилась 24 ноября 1938 года в Москве в актёрской семье. Отец её ушёл добровольцем на фронт и погиб, когда Наталья была ещё ребенком, мама постоянно пропадала в театре, воспитывали девочку бабушка с дедушкой. Она росла в атмосфере интереса к искусству, артистизм и тяга к театру передались ей, так что с ранних лет Крачковская прониклась любовью к профессии, твёрдо решив стать актрисой.

После окончания школы будущая легенда советского кино поступила во ВГИК, однако вскоре была вынуждена оттуда уйти: Крачковская попала в аварию, и врачи запретили ей учиться.

Кинокарьера

Мечты о кинокарьере Наталья, однако, не оставила: начала участвовать в массовках, затем стала сниматься в эпизодических ролях.

Полноценным кинодебютом Крачковской стала роль Веруньки в фильме «Битва в пути» (1961 г.), однако настоящая известность и ошеломительная слава пришли к ней только 10 лет спустя. В 1971 году она снялась в роли мадам Грицацуевой в комедии Леонида Гайдая «12 стульев», ставшей хитом у советского зрителя.

Затем последовала ещё более успешная роль жены Бунши в Гайдаевской же комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Сотрудничество Натальи с режиссёром, сделавшим её поистине народной актрисой, продолжалось долгие годы.

Жизнерадостность и дар смеяться над собой по достоинству оценили и другие режиссёры, наперебой зазывавшие актрису в комедийные фильмы и киножурналы «Фитиль» и «Ералаш».

Наталья Крачковская
В фильме «12 стульев»

В конце XX века в российском кинематографе наступила эпоха безвременья, всё меньше стали востребованы позитивные фильмы, в том числе и с участием Крачковской. Её имя вновь появляется в прессе в начале 2000-х годов, когда по стране прокатывается череда скандалов, связанных со «Школой актёрского мастерства Натальи Крачковской». Впоследствии актриса утверждала, что её именем воспользовались многочисленные мошенники, собиравшие деньги с доверчивых родителей.

Причина смерти

В последние годы Крачковская снималась очень мало, сказывались проблемы со здоровьем. Осенью 2010 года её госпитализировали с сердечным приступом, спустя два года последовал второй приступ, прошла операция по установке кардиостимулятора.

28 февраля 2016 года актриса попала в реанимацию с острым инфарктом миокарда. Утром 3 марта она скончалась. Похоронили Наталью Крачковскую 5 марта на Троекуровском кладбище в Мосвке (участок № 21).

Линия жизни

24 ноября 1938 г. Дата рождения Натальи Леонидовны Крачковской (урождённая Белогорцева).
1959 г. Дебют в кино в массовке и эпизодических ролях.
1961-1967 гг. Работа лаборанткой в институте металлургии СССР.
1967-1970 гг. Работа на кафедре геологии МГУ.
1974 г. Начало работы в Ивановской областной филармонии.
1975-1977 гг. Работа в Москонцерте.
1962 г. Знакомство со звукорежиссёром Владимиром Крачковским на съёмках фильма «Половодье». Впоследствии он стал мужем актрисы.
1963 г. Рождение сына Василия.
1988 г. Смерть Владимира Крачковского.
1998 г. Присвоение звания заслуженной артистки России.
2001 г. Открытие АНО «Школа актёрского мастерства Натальи Крачковской».
Ноябрь 2010 г. Госпитализация в больницу с сердечным приступом.
Лето 2013 г. Повторная госпитализация в больницу с сердечным приступом, операция по установке кардиостимулятора.
22 июля 2015 г. Госпитализация в Городскую клиническую больницу № 1 с гидростатическим отёком лёгких.
28 февраля 2016 г. Вторая госпитализация с острым инфарктом миокарда.
3 марта 2016 г. Дата смерти Натальи Крачковской.

Памятные места



1. Институт металлургии СССР, где Наталья Крачковская работала лаборантом в 1961–1967 годах.
2. Таруса, где Крачковская познакомилась с будущим мужем.
3. Ивановская филармония, где Наталья Крачковская работала в 1970-е годы.
4. Москонцерт, где работала Наталья Крачковская в 1980-е годы.
5. Театр киноактёра, где Крачковская работала в последние годы жизни.
6. Городская клиническая больница № 1, где скончалась Наталья Крачковская.

Эпизоды жизни

  • Утверждение Натальи Крачковской на роль в фильме «12 стульев» связано с курьёзной историей. Дело в том, что предназначавшееся для актрисы платье было сшито на 48-й размер и оказалось ей чересчур мало. Приложив немалые усилия, костюмеры всё же натянули платье, закрепив его платком. Но во время проб платок развязался и… Наталья, сгорая от стыда, убежала из студии, но на роль была утверждена.
  • Наталья начала набирать вес в 12-летнем возрасте, однако это её нисколько не тревожило. Крачковская отлично танцевала, была пластичной и даже в солидном возрасте с лёгкостью садилась на шпагат. Когда во время очередных съёмок актриса похудела на 20 кг после болезни, режиссёр велел ей вернуться к прежним формам, а в противном случае пригрозил расторжением контракта.
  • Владимир Крачковский ещё во время сватовства понял, что дорога к сердцу Натальи вымощена не розами, а вкусностями: будущую супругу он покорил свежими булочками. Актриса вспоминала: «Я надела халат, спустилась вниз в вестибюль, где он меня ждал, и сказала ему: «Володя, такие вкусные булочки, я их просто обожаю». Он решил, что розы — это, конечно, хорошо, но меня этим не проймёшь. А вот утренний завтрак — свежая сметана, творог и мягкие булочки — это аргумент посильнее. И, в общем, он оказался прав».
Наталья Крачковская
В роли мадам Грицацуевой

Заветы

  • «У меня есть такое внутреннее правило: со своей бедой ни к кому не ходить. У всех и своих бед хватает, к человеку всегда нужно идти с добром, даже если этот человек не очень добрый, и он вам никогда зла не сделает. Я живу по этому принципу».
  • «Иногда люди думают, что я весёлая и никогда не плачу. Это неправда, иногда я реву, но слёз своих никому не показываю. Я считаю, что слёзы во благо, ведь они омывают сердце. Поплачешь — и вроде легче становится, и снова можно жить, радоваться новому дню».
  • «Я считаю, что просто так худеть — глупо. Я такой чушью не занимаюсь! Всю жизнь нравилась мужикам и всегда чувствовала себя комфортно! Я актриса больших форм! И если бы не излучала оптимизма, я бы, наверное, не выжила. Жизнь тяжёлая. Время гонок: кто первый, тот и откусит. Но я не кусаюсь. А если начинают кусать меня, тогда я, извините, просто глотаю — и человека нет! Хотя умею прощать».
  • «Любовь нужна в любом возрасте. Без этого не стоит жить! И я время от времени испытываю влюблённость. Пока я люблю — я живу».
  • «Если с вами рядом друг, старайтесь с ним остаться как можно дольше. Ничего нет страшнее в старости, чем одиночество. Очень нужны тепло, забота».
  • «Если я захандрила, ложусь спать. Самое лучшее — хорошо выспаться».
Наталья Крачковская
В фильме-сказке «Царевич Проша»

Соболезнования

«Не стало Натальи Леонидовны Крачковской, не только талантливой, всенародно любимой актрисы, но и удивительно светлого и доброго человека, обладавшего большой внутренней красотой».

Владимир Мединский, министр культуры России

«У нас в искусстве не так часто появлялись такие яркие артисты. Она не должна была играть никогда главных ролей, но все её эпизодические роли и вообще её появление было таким событием для зрителей. Она была очень ярким, остроумным, весёлым человеком, который прожил настоящую творческую большую жизнь. Всё, что она делала, в первую очередь, у Леонида Гайдая, у нас в «Ералаше», останется навсегда, и это уже точно, потому что роли переживут её и будут ещё очень, очень и очень долго жить».

Борис Грачевский, российский кинорежиссёр и сценарист, худрук детского киножурнала «Ералаш»

«…ушла она, и её практически заменить-то и некем, потому что она типажна, настолько интересна, настолько убедительна и органична была в кадре, что такого рода актрисы просто нет. Она добрейшей души была человек. Я не помню, чтобы Наташа ходила злая в обществе или на съёмках, она всегда улыбалась, была удивительно оптимистична, любила жизнь, любила профессию свою».

Алексей Булдаков, советский и российский актёр театра и кино, народный артист РФ

«Даже когда очень плохо на душе становилось, с Наташей можно было пообщаться, и все свои беды уходили на задний план. Мне даже не верится. Еду и думаю: этого не может быть, потому что это был человек, который несовместим с понятием „смерть“».

Александра Яковлева, советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр

Ссылки